Ремень ГРМ — одна из наиболее часто заменяемых деталей в автомобиле. Он отвечает за синхронизацию коленчатого и распределительного валов, и необходимость его замены указана в инструкции по эксплуатации современных автомобилей. То же самое относится и к шкиву ГРМ. Их назначение, расположение и особенности процедуры замены более подробно описаны далее в статье.
Как устроены ролики ГРМ?
Итак, что такое ролик ГРМ (опорный, промежуточный или паразитный)?
Он имеет форму шестерни, которая и обеспечивает движение самого ремня ГРМ. Сама деталь, конечно, сделана из металла, но шкивы на ней могут быть изготовлены из алюминия, стали или пластика. Последние дешевле, менее шумные и более легкие. Некоторые могут сомневаться в их безопасности, но качественный пластик обеспечит бесперебойную замену ремней.
Роликовые шкивы выпускаются с различными дорожками качения (ходовыми поверхностями).
Гладкие и ребристые шкивы выпускаются из пластика и металла, в то время как зубчатые шкивы выпускаются только из стали и алюминия.
Шкивы для зубчатых ремней выполняют следующие функции
Гладкие и ребристые типы роликов расположены таким образом, что лента оборачивается вокруг гладкой стороны ролика. Сторона с зубцами — это вторая рабочая сторона.
В ременных приводах ГРМ обычно имеется только один или два шкива, тогда как в современных двигателях их обычно нет.
Важно: Этот обгонный шкив часто путают с натяжителем, который выполняет функцию натяжения ремня ГРМ. Одновременно он выполняет функцию обгонного ролика, описанную выше.
Ответ на вопрос, нужно ли заменять шкив и насос при замене ремня ГРМ, однозначно утвердительный. Определить, нужно ли это или нет, несложно. Первым признаком является усиление вибрации двигателя во время движения. В этом случае проверьте состояние ремня ГРМ и обгонного ролика: если первый частично смещен или второй изношен, замените детали.
Процесс замены роликов ГРМ
На вопрос о том, нужно ли заменять ролики при замене ремня ГРМ, теперь дан ответ. Теперь пришло время выяснить, как его заменить.
Сначала проводится подготовка к процедуре. Вероятно, потребуется замена шкива переключения, и вам придется купить новый. Это делает авторизованный дилер соответствующего производителя автомобиля. Не рекомендуется покупать новые детали у частных продавцов из-за распространенности низкокачественных подделок.
После приобретения всех необходимых деталей можно приступать к замене роликов. Для этого необходимо снять защитную крышку. Затем коленчатый вал устанавливается в положение верхней мертвой точки первого цилиндра. Это можно сделать с помощью кривошипа или вручную, вращая шкив коленчатого вала. После совмещения меток на шкиве коленчатого и распределительного валов можно начинать процесс замены.
Сначала необходимо снять сам ремень ГРМ. Затем ремень ГРМ можно ослабить с помощью гаечного ключа. В зависимости от модели, спецификации кузова и двигателя размеры компонентов могут отличаться, поэтому потребуется отдельный набор гаечных ключей. Гаечный ключ» обычно имеет правую резьбу и откручивается против часовой стрелки.
Новая деталь устанавливается на место снятой. Повторите эту процедуру для всех шкивов поворотного круга, которые необходимо заменить.
Затем снимите шкив генератора. Чтобы снять его, вам понадобится специальный инструмент, называемый «устройство для снятия шкива». Его можно приобрести в большинстве магазинов запчастей, и персонал сможет показать вам, как им пользоваться. При ослаблении шкива его следует ослаблять против часовой стрелки по правой резьбе. Затем новый шкив устанавливается в обратном порядке. Этот процесс повторяется для всех деталей, которые были заменены, и, наконец, натягивается новый ремень ГРМ.
Процедура занимает примерно полтора часа.
Возможные поломки и их причины
Наиболее распространенной неисправностью, связанной с ремнями ГРМ, является обрыв ремня ГРМ. Это может произойти по целому ряду причин, включая
В обоих случаях единственной альтернативой является покупка и установка новых деталей.
То же самое относится и к роликам. Они частично защищены ремнями, но не от внешних повреждений, масла или повышенного трения. Использование изношенных обводных роликов не лучше, чем работа с изношенным ремнем ГРМ.
На практике неисправности обводных роликов, насосов и зубчатых ремней устраняются путем замены поврежденных деталей на новые. Ремонт, склеивание или сварка не рекомендуются. Шестерни ГРМ испытывают значительную нагрузку, и один лишь ремонт не обеспечит надежную работу двигателя.
Это основная процедура ремонта большинства компонентов ремня ГРМ, включая ремень, обгонный ролик и натяжитель.
- Установите автомобиль на подъемник, эстакаду или смотровую площадку.
- Отсоедините натяжитель и снимите ремень ГРМ.
- Снимите корпус воздушного фильтра.
- Выкрутите винты шкива и натяжителя.
- Демонтируйте деталь, требующую ремонта, и установите новую.
- Соберите механизм, выполнив описанные выше действия в обратном порядке.
Обязательно ли менять ролики при замене ремня?
Другими словами, ответ на вопрос о том, нужно ли заменять шкивы ремня ГРМ, как правило, «да». Эти детали подвержены одинаковому сроку службы и износу. Шкивы и натяжители ремня ГРМ не менее важны, чем сам ремень, и при поломке могут доставить не меньше проблем.
Водитель может задаться вопросом о необходимости замены насоса ремня ГРМ. Эта процедура часто проводится на станции технического обслуживания и рассматривается подозрительными автовладельцами не иначе как «мошенничество» с целью получения дополнительных денег. В действительности насос в два раза прочнее ремня. Поэтому его необходимо заменять при каждой второй замене ремня.