Двигатель автомобиля — это его сердце и мышцы. Когда он работает, выделяется огромное количество тепловой энергии, которую необходимо куда-то девать. Если система охлаждения выходит из строя, двигатель и другие части автомобиля могут перегреваться, что приводит к пожарам и взрывам. Это подвергает опасности не только автомобиль, но и его пассажиров.
Как устроена система охлаждения?
Чтобы понять это, давайте рассмотрим структуру системы охлаждения двигателя автомобиля.
Внутренняя поверхность цилиндра двигателя внутреннего сгорания во время работы может нагреваться до сотен и даже тысяч градусов Цельсия. Многие металлы свободно плавятся при таких температурах. Чтобы избежать повреждений и аварий, двигателю необходима система охлаждения.
Первые двигатели охлаждались воздухом и водой. Однако с ростом производительности и сложности двигателей эта технология стала недостаточной. Так, с помощью химии был изобретен антифриз с чрезвычайно высоким порогом фазового перехода. Он стал важным элементом современных систем охлаждения.
Для охлаждения цилиндров двигателя в блоке цилиндров имеется специальная полость, через которую проходит охлаждающая вода, отводящая тепло. Пока его температура не превышает критическую температуру, система работает в одном режиме. Если температура жидкости превышает критический уровень, срабатывает термостат, и система переходит в другой режим работы.
В первом случае горячая жидкость обходит радиатор охлаждения двигателя и разделяется на два потока: один поток проходит через термостат и возвращается насосом в двигатель, а второй поток попадает в радиатор в салоне, где охлаждается и возвращается в двигатель. Второй поток поступает в радиатор в салоне, где охлаждается и возвращается в двигатель.
Когда температура приближается к критической точке (обычно около 100°C), срабатывает термостат, и первый поток жидкости меняет направление и проходит через радиатор охлаждения, где температура жидкости снижается.
С течением времени антифриз теряет свои антифризные свойства. Его теплопроводность снижается, он начинает пениться, и концентрация ингибитора в нем уменьшается. Кроме того, все части системы начинают активно корродировать. Поэтому охлаждающую жидкость следует менять каждые два-пять лет или каждые 75 000-250 000 км. Интервал замены для каждой модели строго регламентирован и указан в технических характеристиках.
Если в расширительном бачке есть осадок или накипь, а жидкость мутная, вероятно, пришло время заменить охлаждающую жидкость. Если антифриз приобретает ржаво-коричневый цвет, необходимо немедленно заменить охлаждающую жидкость. Это признак прогрессирующего коррозионного повреждения.
Процесс замены ОЖ
Замена охлаждающей жидкости в автомобиле Chevrolet Epica состоит из трех этапов, но перед этим необходимо провести небольшую подготовку.
Важно знать, что замену охлаждающей жидкости желательно производить при холодном двигателе, так как горячий антифриз и его пары могут вызвать ожоги и отравление. По этой причине всегда носите защитную одежду.
Инструменты, необходимые для работы
Это процедура замены охлаждающей жидкости в Epic.
Этап первый: Слив старой жидкости
- Прежде всего, снимите защитный экран.
- Осторожно снимите крышку с расширительного бачка и сбросьте давление в системе. Будьте очень осторожны, так как горячий пар и водяные брызги могут вызвать повреждения кожи и глаз.
- Затем найдите сливной кран на радиаторе охлаждения. Подставьте под него контейнер и открутите его. Подождите, пока старый антифриз полностью не исчезнет.
- Также необходимо слить антифриз из блока двигателя. Найдите на нем сливную пробку и удалите ее с помощью контейнера. Жидкость должна вытекать самотеком. Если этого не происходит, отверстие блокируется. Для очистки используйте отвертку.
Этап второй: Промывка системы охлаждения
- Если расширительный бак заблокирован, снимите расширительный бак и промойте его вручную. Затем его следует вставить на место.
- Залейте небольшое количество дистиллированной воды в расширительный бак, не перекрывая дренажные отверстия. Вода смоет мусор и частично промоет систему. При необходимости повторите эту процедуру.
- Затем закройте сливной кран в радиаторе и сливную пробку в блоке двигателя.
- Поместите промывочное средство в расширительный бак и разбавьте его необходимым количеством дистиллированной воды. Общий объем смеси должен составлять примерно 8 литров. Закройте крышку на баке.
- Запустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры, т.е. пока не заработает вентилятор радиатора. После этого двигатель можно выключить.
- Слейте и промойте систему еще пару раз дистиллированной водой (пока не убедитесь, что слитая вода чистая).
Этап третий: Заливка охлаждающей жидкости.
- После промывки системы закройте все сливные отверстия.
- Охлаждающая жидкость представляет собой смесь антифриза и дистиллированной воды. Смешайте эти жидкости в соотношении 3/2. Другими словами, 3 части антифриза к 2 частям дистиллированной воды. Всего необходимо приготовить не менее 8 литров смеси.
- Заполните систему смесью из горловины расширительного бака. После того, как будет добавлено примерно 8 литров, закройте бак и запустите двигатель. Дайте системе прогреться до рабочей температуры. Затем проверьте уровень в баке и при необходимости долейте (до максимальной отметки).
На этом процесс замены охлаждающей жидкости на автомобиле Chevrolet Epica завершен.
Поломки и утечка хладагента
Бывают случаи, когда вашему Chevrolet Epica может потребоваться внеплановая замена охлаждающей жидкости. Причинами замены могут быть как потеря характеристик, так и банальная нехватка из-за утечек. Наиболее распространенными причинами утечек являются
В первом случае проблему можно обнаружить визуально, осмотрев бак. При наличии повреждений может потребоваться его замена.
Утечки на уровне трубок радиатора можно диагностировать по наличию следов охлаждающей жидкости под автомобилем и мокрым местам склеивания. Основной причиной таких утечек является износ прокладок.
Запотевшее пассажирское окно или конденсат или лужи под пассажирским сиденьем являются признаком поврежденного радиатора.
Пар из-под капота (признак серьезного перегрева) или из глушителя (признак утечки антифриза в масляной магистрали, который имеет сладковатый запах) являются более очевидными признаками. Утечки хладагента в масляных магистралях и двигателе можно также диагностировать по образованию белого налета на масле и свечах зажигания соответственно.
Отличия смены охлаждающей жидкости на других моделях Шевроле
Процедура замены антифриза одинакова для всех моделей Chevrolet, но есть и некоторые различия. Например, замена охлаждающей жидкости в автомобиле Chevrolet Spark отличается от замены охлаждающей жидкости в автомобиле Chevrolet Epica только количеством охлаждающей жидкости и ее индикацией. Эти детали можно найти в технических характеристиках. Общий процесс описан выше.